Социократия 3.0

Конструктивный вклад. Что действительно означают возражения

Марко Фретц
практик Социократии 3.0, Швейцария
Автор перевода: Дарья Соломатова. Редактировал: Михаил Рябов

Зачем я написал эту статью

Термин «возражение» в последнее время очень на слуху. На встречах я иногда вижу, что люди говорят: «У меня нет возражений», когда фактически они имеют в виду: «Я не против». Или они выдвигают возражение, чтобы выразить свое несогласие или мнение. Когда мы таким образом принимаем решения консентом, мы, как правило, не ищем возражения активно и не принимаем их, как способ улучшить наше предложение или изменить нашу деятельность. Это может привести к тому, что будет принято поспешное решение с нежелательными последствиями.
Я надеюсь, что эта статья поможет нам всем лучше понимать суть возражений, и почему мнения и предположения менее значимы в процессе принятия решения.
«Если у членов группы возникают возражения, они преподносятся как «подарок»

Когда кто-нибудь предлагает решение проблемы и спрашивает о возможных возражениях, что вы делаете, в каком ключе начинаете мыслить? Мы точно не хотим пропустить ни одного возражения.

Подождите, что? Разве возражения не остановят мое предложение?

Для людей, не знакомых с Социократией 3.0 и концепцией принятия решений консентом, это может звучать странно.

В практическом руководстве по Социократии 3.0 написано:
«Возражение — это аргумент, относящийся к предложению, соглашению, действию или существующему положению дел, который выявляет последствия или риски, которых вы бы предпочли избежать, или демонстрирует стоящие способы улучшения.»
Но как же так? Что это значит?

Это довольно просто: под возражением мы понимаем ситуацию, когда группа считает, что выдвинутое предложение:
  • Может привести к непреднамеренным последствиям, которых мы хотим избежать. Например, нарушение закона, противоречие существующим договоренностям, отсутствие взаимосвязи с нашими целями, ухудшение качества и т.д.
→ Мы называем это побочными эффектами.

  • Не приведет к желаемым результатам или не решит исходную проблему
→ … Результативность.

  • Окажется пустой тратой времени в процессе реализации
→ ... Эффективность.

Все остальное не рассматривается как возражение. У вас может быть свое мнение, но оно субъективно и не может являться основанием для пересмотра решения. Это может звучать жестко, и на первый взгляд может препятствовать самоорганизации, но на самом деле всё наоборот.

Важно! Если у членов группы возникают возражения, они преподносятся как «подарок». После этого возражения обсуждаются, проводится оценка последствий.

Живя в нашем запутанном мире, мы стремимся начинать с предложений, сформулированных как можно раньше, потому что они позволяют нам экспериментировать и учиться находить лучшие решения проблем. Главное - убедиться, что предлагаемое решение не навредит прямо сейчас или в будущем. Если вы считаете, что существует более удачное решение, оно может быть рассмотрено группой или совмещено с тем, что предлагалось изначально. Если исходное предложение вам просто не по душе, то это не остановит группу от того, чтобы попробовать его реализовать до тех пор, пока не обнаружатся причины остановиться и пересмотреть. Мнения не являются основанием для прекращения работы с драйвером. Они не помогают нам лучше решать наши потребности.

Постойте, так мое мнение не в счет?

Конечно, мнения важны, но лишь как точка зрения. Оно не является возражением, пока не выявлен аргумент, раскрывающий данное мнение. Поэтому одного мнения недостаточно, когда мы формируем предложение или решаем проблему. Мнения или предположения могут быть использованы позже в экспериментах. Они могут указывать нам на проблему. Проблема – это объективное явление, и мы уже имеем дело с возражением. Стоит отметить, что документирование опасений – полезная практика для использования в дальнейшем.

Почему возражения рассматриваются как подарок?
Работа с возражениями происходит через интеграцию тех инсайтов, которые они в себе содержат, с исходными предложениями. Возражение всегда содержит в себе ценность или мудрость, как избежать побочных эффектов, или достичь лучшего результата или того же самого, но лучшим способом. Это может помочь изменить предложение (или наши действия) в лучшую сторону через включение ценности из возражения.

Однако, это сложно работает с личными предпочтениями, мнениями или предположениями. Представьте, что вы пишете предложение, какой цвет логотипа вашей компании выбрать и у каждого свое мнение. Но если в ответ на ваше предложение сделать логотип белым, кто-то может выдвинуть возражение, что вы не можете использовать этот цвет на белых или светлых фонах, то это уже полезное возражение. Чтобы обработать это возражение, мы можем предложить использовать два различных варианта логотипа: синий и белый.
Ссылка на первоисточник: https://community.sociocracy30.org/posts/14459715